?

Log in

No account? Create an account

Маэстро. · Куртуазный · декадент


Кто выиграет от катастрофы музыкальной индустрии?

Свежие записи · Архив · Друзья · Личная информация

* * *
«Пираты! Интернет! Аудиорынок рушится!» Панические стенания по поводу настоящего и будущего музыкальной индустрии начались еще несколько лет назад и не унимаются до сих пор. Ситуация складывается такая. Крупные звукозаписывающие лейблы терпят убытки. Причем дело не только в пресловутых аудиопиратах и сайтах, бесплатно выкладывающих «лицензионную музыку» в Интернет, но и в снижении спроса на предложенную на рынке музыкальную продукцию в целом. В то же время FM-радиостанции, лоббирующие интересы популяризируемого ими формата – будь то рок или попс – жалуются, что слушатели, по большому счету, хотят слушать в основном то, что уже слышали, знают и любят, и с трудом воспринимают все новое. Ну а сами слушатели, меломаны, в свою очередь, жалуются, что по радио совершенно нечего слушать, что там царят дурновкусие и коррупция, которая «зажимает» интересных артистов.
Что же такое получается? Какая-то дурная круговая порука. О том, что происходит в музыкальной индустрии, мы попытались поразмышлять вместе с продюсерами, программными директорами известных радиостанций и независимыми аналитиками.
(ниже - статья Владимира Преображенского)
* * *
* * *
[User Picture]
On Июль, 23, 2007 21:07 (UTC), bostontea commented:
CD, винил и прочие фетиши
Значительно упростившаяся с развитием техники система как создания, так и распространения музыкального произведения решительным образом изменила и структуру музыкального рынка.
Начнем с разговора об аудионосителях, который, на самом деле, во многом прояснит и ситуацию в целом.
Одним из самых заметных процессов музыкального бизнеса 2006 года, по данным агентства InterMedia, стало неотвратимое смещение музыки в Интернет, где фонограммы обретают новые формы подачи и потребления. Потребители музыки с каждым годом все чаще предпочитают приобретать музыкальные файлы в онлайн-магазинах: мировой объем продаж в Интернете в 2003 году составлял $ 55 млн., в 2004 году – $ 330 млн., а в текущем году – уже $ 1100 млн. Сегодня некоторые аналитики предсказывают, что в течение пяти лет продажи цифровой музыки могут достичь доли в 25% от всех доходов рекорд-компаний.
Неутомимый аналитик Артемий Троицкий в своей недавней статье сделал довольно безапелляционное заявление: «Нынешняя индустрия грамзаписи все равно умирает, прием умирает стремительно. Все эти Sony BMG, EMI Universal стремительно катятся под горку… Сейчас поднимать индустрию звукозаписи совершенно бессмысленно. Это то же самое, что налаживать производство паровозов. Песенка мейджеров спета».
Что же изменилось? Во-первых, носители. За эрой магнитофонной записи и виниловых пластинок пришла эпоха CD. Но и она на наших глазах начинает растворяться – музыка, как мы заметили, уходит в Интернет. И музыкальный рынок это на себе ощутил.
По данным агентства InterMedia, глобальное снижение продаж музыки на физических носителях началось в 2000 году. В 2002 и 2003 годах объемы продаж звукозаписывающих компаний снизились на 7,5% в год. Результаты анализа российского музыкального рынка в 2005 году оказались сенсационными - общий объем продаж компакт-дисков и кассет в легальном секторе по сравнению с 2004 годом сократился примерно на 18% и составил около 97 млн копий, а стоимость легального рынка сократилась с $ 487 млн до 383 млн. Специалисты назвали такое положение вещей катастрофой для российского музыкального бизнеса.
В 2006 году по числу легально реализованных копий рынок физических носителей сократился на 11% с 96,12 до 84,95 млн. копий. Однако, заметим, это не значит, что музыки стали слушать меньше. Просто ее меньше стали покупать в магазинах. Достаточно показательно в этом отношении выглядит состояние рынка цифровых носителей: цены на CD-R, CD-RW, DVD-R (то есть пустые «болванки») снижаются, а объемы продаж имеют положительную динамику.
Анализируя подобную динамику продаж музыкальной продукции, можно сделать такой вывод: потребители музыкальной продукции все больше игнорируют предложенный в магазинах ассортимент, и все чаще ищут альтернативные способы пополнения коллекции.
Почему? Ответ первый: потому что так быстрее и проще и зачастую бесплатно. И здесь в поле нашего зрения попадает уже набивший оскомину вопрос об аудиопиртах.
Характерно, что громко кричат о них представители звукозаписывающих компаний и продюсеры крупных артистов. А вот сами потребители музыкальной продукции, меломаны, относятся к этому вопросу несколько иначе.
Компания IRIVER, лидирующая в области производства mp3-плееров, провела опрос-исследование с целью изучения портрета потребителя цифровой музыки, выявления его предпочтений и отношения к музыкальному пиратству. В опросе приняли участие более 3 000 активных потребителей музыки в возрасте от 17 до 55 лет - жители России, стран СНГ, Балтии, Европы и Ближнего Востока.
Выяснилось, в частности, как пополняют меломаны свои музыкальные коллекции: 66% покупают MP3-диски в магазинах, 20% покупают музыку в Интернете, 67% переписывают ее у друзей, а 63% скачивают бесплатно. При этом 72% опрошенных ответили, что не считают пиратством копирование знакомым оцифрованных композиций с купленного ими легального диска. Вот вам и весь ответ!
[User Picture]
On Июль, 23, 2007 21:08 (UTC), bostontea replied:
Re: CD, винил и прочие фетиши
«В кризисе музыкальных носителей, конечно же, виноваты не только пираты, - отмечает генеральный директор звукозаписывающей компании «A-one records» Светлана Судзиловская. - Хотя осень 2006 года показала, что продавать можно значительно больше, чем мы продаем на данный момент. Сознательность общества очень низкая. Ведь подавляющая масса стремится купить дешево и выбирает самый дешевый вариант, порой даже в ущерб качеству. Локальные районные Интернет-сети – это тоже своего рода катастрофа. Там можно найти и самые новейшие топовые фильмы и музыку всех направлений, словом самые последние новинки. В следствии всего этого мейджеры себя сейчас очень плохо чувствуют, выживут ли они на нашем рынке – вопрос стоит очень актуально».
Но сколько бы мы не кричали, что покупать продукцию у пиратов – плохо и несознательно, пока это остается для меломанов выгодным и удобным, ситуация не изменится.
В самом деле, а почему я должен рыскать по магазинам (это, заметим, время), чтобы купить лицензионный диск, скажем, за 250 рублей (цена для России немалая) и наслаждаться двумя-тремя полюбившимися композициями с нового альбома артиста, когда я а) могу найти нужный трек, не вставая из-за стола б) скачать бесплатно или за мизерную плату в) скачать именно то, что мне нужно?
Но существует и второй ответ на вопрос, почему меломаны все чаще игнорируют музыкальную продукцию, лежащую в магазинах: их, мягко говоря, не совсем устраивает ассортимент, точнее его узость и убогость. Меломаны рыщут по Сети и встречают там много интересной новой музыки, еще не ставшей пищей акул шоу-бизнеса, находят массу подзабытой музыки или вовсе неизвестной, обнаруживают интересных инструменталистов-экспериментаторов и композиторов-конепталистов прошлого и настоящего, находят колоссальный пласт музыки народов мира, интерес к которому проснулся в последние годы, и т.д.
[User Picture]
On Июль, 23, 2007 21:09 (UTC), bostontea replied:
Re: CD, винил и прочие фетиши
Тут, кстати, уместно провести аналогию с радиостанциями. Распространенные разговоры - заметим, не каких-то там эстетов, а вполне среднего потребителя о том, что, дескать, по радио все одно и то же и совершенно нечего слушать, в итоге не лишены основания.
«Пресловутый «формат», мешающий продвижению на рынок интересного и разнообразного музыкального материала - это характерная ситуация, пожалуй. только для России, - рассказывает главный редактор русского журнала Billboard Валерий Постарнак. - Потому что в той же Америке существуют тысячи радиостанций, в том числе локальных и местечковых, иногда рассчитанных только на свой квартал. Да, у каждой из них есть свой формат. Если эта радиостанция крутит исключительно корневой блюз, то, естественно, поп-исполнитель туда никак не попадет. Но у любого слушателя есть при этом колоссальный выбор. Есть радиостанции, которые крутят такую музыку, что диву даешься: где они такой замысловатой экзотики в таком количестве находят! И точно так же у них в магазинах. Есть отделы, где в больших количествах продается инди-музыка, всевозможная экспериментальная музыка».
У нас же и в магазинах, как мы знаем, с разнообразием репертуара обстоят дела гораздо хуже. Так же, как и в теле- и радиоэфирах, здесь господствуют довольно узкие форматы. Продавцы и оптовые покупатели не рискуют связываться с музыкой, которую они не знают. И хотя это в первую очередь говорит о степени их неподготовленности – об убогости музыкальоного вкуса и плохом знании мирового рынка. Поэтому когда появляется какое-то неизвестное им название, продавцы и дилеры страются обходить его стороной. Они боятся, что диск у них в магазине “зависнет” навсегда, а это их потерянные деньги. Еще в Москве можно в специальных магазинах найти что-то интересное, но чем дальше в сторону от российской столицы– тем все более удручающей оказывается ситуация. В итоге страдают потребители, обреченные довольствоваться ширпотребом.
«У нас достаточно, в принципе, радиостанций, чтобы охватить самые различные стили музыки. Но все они, так или иначе, завязаны на одном и том же репертуаре, - продолжает Валерий Постернак. - И если возникает какой-то международных хит, то он тут же оказывается в лидерах и на Муз-ТВ, и на MTV, и на большинстве радиостанций. В этом плане выгодно отличается, например, “Наше радио”, которое занимает сугубо свою нишу – там звучит та музыка, которые вы больше ни на какой волне не услышите. Есть телеканалы A-One и O2TV, которые стали хорошей альтернативой уже приевшемуся музыкальному телевидению. Но огромные пласты музыки у нас оказываются действительно невостребованными, не представленными в медийном пространстве».
[User Picture]
On Июль, 23, 2007 21:09 (UTC), bostontea replied:
Re: CD, винил и прочие фетиши
Однако если еще пару лет назад действительно была совершенно беспросветной, то ныне она меняется. В первую очередь это касается радиостанций. Все больше начинает цениться эксклюзивный репертуар, который выгодно отличает ту или иную волну от формата других радиостанций. Сегодня можно найти радиостанции, которые специализируется на: приятном джазе; тяжелой "альтернативной" музыки, диско 80-х., музыке для релаксации. Успешно развивается интернет-радио, дающее музыкальную пищу для ума и сердца поклонникам уж совсем нетривиальной музыки (хороший пример - "Специальное радио"). Это с одной стороны. С другой - радиостанции с устоявшимся, вроде бы, форматом, стремятся разнообразить свою стилистическую палитру, становясь "своим" для значительно большего круга слушателей, нежели ранее. Преуспело в этом "Наше радио", сохранив при этом свое узнаваемое лицо (каким бы несимпатичным или наоборот симпатичным оно кому не представлялось бы).
Удачно заняли свою нишу «Радио Джаз" и "Радио Классик".
Эта же тенденция касается и рекорд-индустрии. «На мой взгляд, сейчас будущее за тематически направленными лейблами, - делится соображениями Светлана Судзиловская. - Со временем потребитель будет знать, что у такой-то фирмы всегда можно приобрести качественный и интересный продукт в определенной стилистической направленности. И это хорошо».

[User Picture]
On Июль, 23, 2007 21:09 (UTC), bostontea replied:
сами виноваты
Но тут возникает другая проблема, и самая, признаться, самая обидная. Не стоит забывать, что существование радиостанций и лейблов - это бизнес, а не просто несение искусства, пусть и самого прекрасного, в массы.
И следовательно существование любой радиостанции должно быть подкреплено значительным «электоратом». Но зачастую ценителей настоящей, интересной, качественной, изобретательной музыки (эпитетов можно подобрать сколько угодно) оказывается на поверку не так-то много. «Была в свое время замечательная радиостанция «Катюша» в Петербурге, - вспоминает Постернак, - которая крутила самую неформатную музыку, которую только можно себе представить. В конечном счете она обанкротилась в тяжелых муках. Ни рекламодатели туда не шли, ни охвата достаточной аудитории не было. Потому что, как оказалось. слушатели эту радиостанцию несколько сотен продвинутых маргиналов, и все».
О подобном кризисе музыкального радио говорит и президент вещательной корпорации "Проф-Медиа" Александр Варин: «Станции стремятся нишеваться, чтобы иметь какие-то уникальные преимущества. Но сегодня успех станции обеспечивается не качеством аудитории, а ее валом. Должно быть наоборот. «Радио Джаз», «Радио Классик», «Монте-Карло» - это радиостанции, ориентированные на эксклюзивную обеспеченную аудиторию. Но эффективно продать рекламное время они не могут, в этом парадокс. Вот вам картинка. Встречаются два богатых человека. Один другого спрашивает: «Что слушаешь?» - «Радио Джаз», конечно!» - «А что же ты рекламу туда не даешь?» - «Так у них аудитория маленькая!»
Таким образом, радиостанции крутят то, на чем можно заработать, а заработать можно на том, что имеет массовый спрос. Вот и все. Бизнес и эстетика входят в противоречия. В тему вспоминается недавно встреченный в Интернете плакат. Грозного вида мужчина, стилизованный под дядю Сэма, строго тычет в нас пальцем и констатирует: "Знаешь, в чем проблема музыки в России? Она именно в тебе. Потому что ты слушаешь всякое... " Триада заканчивалась, разумеется, звучным эпитетом.
Стало быть, препоны сняты, шлюзы открыты. А вот какую музыку мы с вами получим в ближайшее время в магазинах, в теле- и радиоэфирах, во многом зависит от нас же: получим ту музыку, за которую будем голосовать, ту музыку, которую будем покупать. Потому что наиболее здравомыслящие люди музыкального бизнеса (а таких, похоже, немало) уже достаточно чудки и восприимчивы к вкусам адитории, ищут новых решений и стараются идти в ногу со временем, а не навязывать свое. Например, всячески приветствуют попытки молодых артистов реализовать свою музыку посредством Интернета. «В подобном сокращении дистанции между артистом и слушателем я вижу только плюсы, - говорит генеральный директор News Media Radio Group («Наше Радио», Best FM, ULTRA) Михаил Зотов. - Ведь реальных талантов в принципе немного. И если есть какие-то ступени в виде продюсеров, промоутеров, радиостанций, по вине которых талант может оказаться незамеченным, то стоит придумать способ их обойти. Возможность выйти в Интернет и выложить там свои записи – как раз такой обходной путь. От этого все только выигрывают – и слушатели, и таланты, и радиостанции, и продюсеры». Хотелось бы в это верить.
[User Picture]
On Июль, 23, 2007 21:27 (UTC), allena222 replied:
Читали уже :)
[User Picture]
On Июль, 23, 2007 21:29 (UTC), bostontea replied:
Где? Было продолжение
[User Picture]
On Июль, 23, 2007 23:17 (UTC), allena222 replied:
У Вас же и читала. Хорошая статья. Одна проблема- в интернете столько всего лежит, что можно годами копаться и хорошего не выкопать. Но хоть есть, что копать
[User Picture]
On Июль, 25, 2007 11:56 (UTC), bostontea replied:
Та статья была продолжением этой. Вот что я хотел сказать :)
* * *
[User Picture]
On Июль, 23, 2007 22:56 (UTC), myownradish commented:
ндаа грустно но правда
* * *
[User Picture]
On Июль, 25, 2007 10:29 (UTC), ange_claire commented:
Очень интересно :) Грустно, конечно, все это, но музыка экзотическая, так и останется экзотической, потому что на то она и экзотическая, что ее мало слушают. Интернет, да это выход, но опять же, как верно сказали, тут можно бесконечно копать.

"Сознательность общества очень низкая. Ведь подавляющая масса стремится купить дешево и выбирает самый дешевый вариант, порой даже в ущерб качеству. Локальные районные Интернет-сети – это тоже своего рода катастрофа."
Вот опять же интересная позиция, сознательность не сознательность, но когда я несколько недель пробегала по магазинам, в поисках нужного мне исполнителя, потеряв при этом уйму времени, и когда мне надоело видеть круглые глаза консультантов и удивленно открытый рот, я просто просто создала тему на городском форуме, с вопросом, есть ли у кого-нибудь, хоть что-нибудь. После этого, если мне что-то надо, я иду именно на городской форум, ибо мое время мне слишком дорого, чтобы тратить его на поиски. Насчет ущерба качества, ну мой слух на той аппаратуре, на которой слушаю я, не отличает разницу между, допустим качеством лицензионного диска, как там это называется.... в lossless формате, если мне не изменяет память, и качеством 256 и 320 kbps или когда VBR до нескольких сотен битрейт. Возможно была бы другая аппуратура, тут и можно было бы говорить о качестве, а если я слушаю дома, мне хватает обычного mp3 в 256-320 kbps.
Что касается того, что пираты - это плохо, в какой-то степени да, если говорить о пиратах таких глобальных, продающих диски в магазинах, у которых все это на поток поставлено. Потому что пираты это тоже люди делающие деньги. Например, я знаю, что пираты бывает вводят людей в заблуждение, выдавая творчество неизвестной или известной лишь в узких кругах группы, за творчество известной раскрученной группы, которая играет музыку того же стиля или направления. Собственно, что-то я разошлась))) пора заканчивать
[User Picture]
On Июль, 25, 2007 11:37 (UTC), bostontea replied:
Почему же? :) Интересно. Продолжайте :)
[User Picture]
On Июль, 26, 2007 13:34 (UTC), ange_claire replied:
Вообщем-то, просто, заговорив о пиратах, вспомнила случай из жизни сразу. Как раз как продолжение темы о том, как под редакцией одной группы продают творчество других или вообще приписывают творчество одной группы перу другой. Сама я увлекаюсь немецкой музыкой. Года примерно до 1999-2000 эта у нас немецкая музыка была относительно не известна. Были, конечно, те кто ее слушал и раньше, но было их мало. Когда в 2001 у Rammstein выходит альбом Mutter, он приобрел большую популярность в нашей стране, соотвественно Раммштайн так же стали популярны, благодаря альбому, а уж Sonne, по-моему, слушали даже те, кто такую музыку вообще не переносит))) Таким образом Раммштайн открыл для России Neue Deutsche Härte))) лет этак через 10 после его появления в Германии. Естественно, что это направление было представлено ни одинм Раммштайном (у самих Раммштейн были учителя), вот только другие-то группы у нас в стране не знали, поэтому самые предприимчивые стали продавать диски похожих исполнителей OOMPH! и Megaherz под редакцией Rammstein, которых уже знали и любили у нас. У самой есть такой диск))) когда его купила, долго не могла понять при чем тут Раммштейн. А однажды произошло вообще невероятное, началось все со спора, делали ли Rammstein кавер когда-либо на композиции Megaherz. На одном из старых сборников я обнаружила композицию Rammstein "Ohne Dich", так вот спор был о том, что это и есть кавер на композицию Megaherz "Freiflug" с альбома 1998 года. Но при прослушивании оказывалось, что это просто композиция Megaherz, но почему-то с другим названием и исполнителем))) Таким вот образом и появляются у нас в стране неизвестные альбомы и композиции известных исполнителей)))

"У нас же и в магазинах, как мы знаем, с разнообразием репертуара обстоят дела гораздо хуже. Так же, как и в теле- и радиоэфирах, здесь господствуют довольно узкие форматы."
Проверено на опыте, пока композиции любимого мною исполнителя не стали крутить на МТВ, Муз-тв и радио, диски в магазина было нереально найти, даже(!) в специализированных магазинах.
[User Picture]
On Июль, 26, 2007 14:16 (UTC), bostontea replied:
Н-да. Спасибо за примеры.
А Sonne я, кстати, и не слышал.
Мне как-то все ближе Lacrimosa. если брать такую музыку
[User Picture]
On Июль, 26, 2007 17:38 (UTC), ange_claire replied:
Ну смею надеятся, что я вам своим словоблудием не надоела, просто о музыке я могу говорить долго))) Может вы просто не знали, что это Sonne... Ну а Lacrimosa, для вас, как для декадента, святое дело, что Lacrimosa ближе.
[User Picture]
On Июль, 27, 2007 07:37 (UTC), bostontea replied:
А в сети Sonne можно услышать?
О Музыке говорить - это можно :))
Как Вам, кстати, "Бостонское чаепитие"?
[User Picture]
On Июль, 27, 2007 08:34 (UTC), ange_claire replied:
В сети услышать.... даже не знаю, этим вопросом никогда не задавалась, честно говоря, т.к. необходимости не было. Знаете, разговаривая с вами так активно о музыке, вчера с удивлением подумала, что БЧ то я и не слышала, поэтому решила исправить это досадное недоразумение))) Ну я его и исправила! Знаете, интересно и необычно, очень понравилась композиция Мальчик Ио, видимо в свете последних тенденций увлечения Японией))) честно говоря, прямо в восторге от этой композиции.
[User Picture]
On Июль, 27, 2007 08:51 (UTC), bostontea replied:
Поясню :)) Японией я увлекся задолго до "последних тенденций"
Песня "Мальчик Ио" была написана еще в 1995 году. А такая аранжировка в лоне "Бостонского чаепития" сделана действительно недавно.
[User Picture]
On Июль, 27, 2007 08:54 (UTC), ange_claire replied:
Что касается последних тенденций, я себя имела ввиду)))
[User Picture]
On Июль, 27, 2007 08:56 (UTC), ange_claire replied:
голос красивый у вас :)
[User Picture]
On Июль, 27, 2007 09:49 (UTC), bostontea replied:
Спасибо :)
* * *

Previous Entry · Оставить комментарий · Поделиться · Next Entry